Выбор на пост ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТА » №203 жалпы білім беретін мектеп
Алматы қаласы
Білім басқармасының
"№203 жалпы білім беретін мектеп"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі :
+7(727) 36-06-48
Есепші бөлімі:
+7(727) 23-11-37
eOtinish.kz
Нашар көрушілер
нұсқасы
» » Выбор на пост ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТА
16
сентябрь
2022

Выбор на пост ПРЕЗИДЕНТА ПАРЛАМЕНТА



Концепция
развития органов самоуправления обучающихся
«Школьный студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан
Дети и молодежь Казахстана – стратегическая ценность и будущий человеческий капитал казахстанского общества. 
Молодое поколение, живущее в период глобальных вызовов и рисков, характеризуется повышенной активностью и разнообразием интересов. Потому объединение усилий государства и гражданского общества в создании по-настоящему единого детско-юношеского и молодежного движения – стратегия государства нового времени.
Перемены, происходящие в общественно-политической жизни республики за последние десятилетия, повлекли за собой изменение нравственно-духовных ориентиров и идеалов в детской и молодежной среде. Как показывает практика, действующая модель воспитания молодого поколения (детей, подростков, молодежи) требует трансформации и новой идеологической основы.
Сегодня в современных условиях функционирования организации образования возникают вопросы, связанные с обеспечением условий для демократического управления организацией образования, когда не только руководитель и педагогический совет, но и школьники, студенты и родители как полноправные субъекты образовательного процесса влияют на качество предоставляемых организацией образования услуг.
В настоящее время государство и гражданское общество активно поднимает проблему реализации правовых возможностей детей и молодежи. В связи с этим перед казахстанской школой, колледжами и вузами встала задача воспитания свободной, ответственной личности, человека культуры, который способен действовать в условиях правового государства творчески, инициативно, с пользой для себя и общества.
В республике сегодня не существует оптимального механизма, обучающего практическому использованию и защите своих прав самими детьми и молодыми людьми, что влечет за собой снижение мотивационной готовности обучающихся и студентов к социально-значимой деятельности. Обучающиеся, выйдя из стен организации образования, зачастую оказываются совершенно беспомощными в реальной жизни.
Таким механизмом в рамках детско-юношеского и молодежного общественного движения Республики Казахстан взамен школьных и студенческих советов, старостатов, советов старшеклассников, школьных акиматов, студенческих комитетов и аймаков и др. может стать единая структурная модель в виде школьных и студенческих парламентов (далее – Парламент).
Концепция развития органов самоуправления обучающихся «Школьный / студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан разработана на основании законов Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Концепции государственной молодежной политики до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» (второй этап – 2016-2020 годы), Дорожной карты по проведению года молодежи.
Парламент –  незаменимый помощник администрации школы, колледжа, высшего учебного заведения в решении проблем учебно-воспитательного процесса. 
В Парламенте школьники, студенты и педагоги учатся вместе сотрудничать, становятся полноправными партнерами в решении важных проблем. 
Парламент – это форма участия обучающихся в соуправлении организацией образования, решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса.
Цель Парламента: развитие у обучающихся навыков гражданской активности, социальной компетентности, гражданской ответственности, воспитание гражданина высокой культуры, гуманистической направленности, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и государства.
Задачи Парламента:
- создание условий для развития способностей и интересов обучающихся, единого правового пространства в школе, колледже, вузе, предоставление реальной возможности участвовать в управлении организацией образования;
- воспитание положительного отношения к нормам коллективной жизни, законам государства, желания приносить пользу людям, помогать преодолевать трудности своим друзья и ровесникам;
- вовлечение каждого обучающегося в общественную жизнь организации образования;
- развитие самостоятельного мышления и самосознания, навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
Парламент строится на принципах взаимопомощи и доверия, стремления к развитию, равноправия всех обучающихся, коллективности принятия решений, приоритетности прав и интересов обучающихся, гуманности по отношению к каждой отдельной личности, открытости, добровольности, честности и уважения партнёров. 
Структура Парламента состоит из 8 фракций:
  1. Фракция права и порядка.
  2. Фракция информации.
  3. Фракция спорта и здорового образа жизни.
  4. Фракция самопознания и счастья (психология).
  5. Фракция заботы (волонтерство).
  6. Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
  7. Фракция дебатного движения.
  8. Фракция экологии и труда.
Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председатель Комитета по делам молодежи (далее – КДМ).
В каждом классе, каждой группе организации образования избираются депутаты всех 8 фракций. 
Президент Парламента принимает участие при необходимости в заседаниях различных коллегиальных органов организации образования.
Основная форма управления Парламентом – проектный менеджмент как универсальная технология эффективного управления механизмами. 
Депутатами Парламента могут стать школьники, студенты колледжей и вузов.
Направления проектной деятельности Парламента: экологические, волонтерские, краеведческие, туристские, интеллектуальные, экономические, спортивные, дебатные, этнокультурные, художественно-эстетические, музыкальные и другие творческие проекты. 
Для осуществления проектной деятельности Парламентов на базе школ, колледжей и вузов создаются проектные офисы (далее – Проектные офисы).
Проектные офисы координируют:
- проектную деятельность фракций Парламента в течение года;
- выборы Президента школы, колледжа, вуза и дни самоуправления;
- участие в работе коллегиальных органов.
В каждый проект входят различные мероприятия, соревнования, акции, флеш-мобы, экскурсии, походы, турниры и др.
Выборы Президента Парламента проводятся 1 раз в год в сентябре месяце.
Для стимулирования членов Парламента, лидеров школьного и студенческого самоуправления возможны следующие виды поощрений: грамоты, дипломы, медали «Лидер школьного Парламента», «Лидер студенческого Парламента», стипендии, включение успешного проекта в национальную базу социальных инициатив «Платиновые идеи», поездки по Казахстану, оздоровление в РУОЦ «Балдаурен» и др. детских оздоровительных лагерях.
Рейтинги проектов школьных и студенческих проектных офисов, полная информация о парламентах размещается на сайтах школ, колледжей и вузов.
Ежегодно проводится Республиканский слет лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан – уникальная республиканская диалоговая площадка лидеров детского и молодежного движения по вопросам развития гражданского общества и роли молодого поколения в укреплении и процветании родины.
Ожидаемые результаты:
- воспитанное молодое поколение честных, добрых и активных личностей;
- повышение статуса и роли органов ученического и студенческого самоуправления в трансформации и модернизации общественного (детского и молодежного) сознания;
- вовлечение обучающихся в проектную деятельность по интересам;
- стабильное и системное финансирование из бюджетов всех уровней. 
Положение о деятельности 
школьных и студенческих парламентов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение о деятельности школьных и студенческих парламентов (далее – Положение) определяет цель, задачи, структуру, порядок формирования и организации деятельности, права и обязанности органа школьного и студенческого самоуправления – школьного и студенческого парламента. 
2. Школьный и студенческий парламенты являются инициативной, самостоятельной, ответственной общественной формой школьного и студенческого самоуправления, направленного на решение важнейших вопросов детей и молодежи, развитие ее социальной активности, поддержку социальных инициатив. 
3. Орган школьного и студенческого самоуправления – школьный и студенческий парламент (далее – Парламент) создается по инициативе школьников и студентов организаций образования как постоянно действующий координирующий орган для представления интересов обучающихся и действует на основании настоящего Положения. 
4. Каждый обучающийся имеет право избирать и быть избранным в актив Парламента в соответствии с настоящим Положением. 
5. Деятельность и решения Парламента направлены и распространяются на всех обучающихся организации образования.
6. В своей деятельности Парламент руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «Об образовании», «О государственной молодежной политике», иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящим Положением. 
Глава 2. Цель и задачи Парламента 
7. Цель Парламента: создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи, также возможности для самостоятельного решения обучающимися возникающих проблем. 
8. Задачи Парламента: 
1) реализация творческой активности и самодеятельности обучающихся;
2) содействие защите прав и интересов обучающихся, в том числе в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы; 
3) содействие руководству организации образования в решении образовательных и научных задач, организации досуга и быта обучающихся, пропаганде здорового образа жизни; 
4) содействие организации образования в проводимых мероприятиях в рамках образовательного и воспитательного процесса;
5) проведение работы, направленной на патриотическое отношение к духу и традициям организации образования, повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу; 
6) информирование обучающихся о деятельности организации образования; 
7) участие в формировании общественного мнения о детях и молодежи как реальной силе и стратегическом ресурсе развития казахстанского общества;
8) содействие реализации общественно значимых детских и молодежных инициатив.
9. В организации образования деятельность Парламента направлена на решение и других задач, определяемых с учетов специфики региона и организации образования. 
Глава 3. Структура Парламента
10. Лидером Парламента является президент, избираемый на выборах обучающимися и педагогами организации образования. 
11. Президент и члены Парламента избираются сроком на один учебный год. 
12. Парламент состоит из президента, его заместителей, лидеров и членов фракций Парламента. В случае необходимости по решению Парламента в его состав дополнительно избираются члены Парламента из числа обучающихся. Выборы членов Парламента осуществляются на собраниях классов и групп.
Глава 4. Деятельность Парламента
13. Деятельность Парламента в школе координирует заместитель директора по воспитательной работе, в колледже и вузе – председатель Комитета по делам молодежи (далее – КДМ) организации образования, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Парламент задач и функций.
14. Президент Парламента: 
1) руководит деятельностью Парламента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и осуществление им своих функций;
2) распределяет обязанности между своими заместителями, лидерамий фракций и координирует их деятельность;
3) при выполнении своих обязанностей пользуется правами, предоставленными руководством организации образования.
15. Парламент представляет на утверждение руководству Положение о  деятельности Парламента организации образования. 
16. Структура Парламента состоит из 8 фракций:
Фракция права и порядка.
Фракция информации (пресс-служба).
Фракция спорта и здорового образа жизни.
Фракция самопознания и счастья (психология).
Фракция заботы (волонтерство).
Фракция культуры и искусства (музыкальное, художественное творчество).
Фракция дебатного движения.
Фракция экологии и труда.
Высший орган Парламента – общее собрание лидеров фракций.
17. Планирование деятельности Парламента осуществляется на основе плана работы организации образования.
18. Президент Парламента участвует в работе всех коллегиальных органов организации образования.
19. Парламент осуществляет связь с государственными и неправительственными организациями. 
20. Парламент взаимодействует с педагогическим коллективом с целью эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией образования.
Глава 5. Права и обязанности Парламента
21. Парламент имеет право:
1) участвовать в разработке и совершенствовании положений, планов работ, затрагивающих интересы обучающихся организации образования;
2) участвовать в решении социально-бытовых и финансовых вопросов, затрагивающих интересы обучающихся, в том числе в распределении средств организации образования, дотаций и средств, выделяемых на культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, отдых и лечение; 
3) участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с нарушениями обучающимися учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка организации образования, а также студенческих общежитий; 
4) участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности; 
5) рассматривать и участвовать в разбирательстве заявлений и жалоб обучающихся организации образования; 
6) запрашивать и получать в установленном порядке от председателя КДМ организации образования информацию, необходимую для деятельности Студенческого парламента; 
7) определять и использовать законные формы протеста для защиты прав и свобод обучающихся;
8) принимать непосредственное участие в планировании, подготовке, проведении и анализе внеучебных мероприятий организации образования;
9) принимать участие в работе клубов, создаваемых в организации образования.
22. Парламент обязан:
1) проводить работу, направленную на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имуществу организации образования, укрепление учебной дисциплины и правопорядка в учебных корпусах и студенческих общежитиях, повышение гражданского самосознания обучающихся, воспитание чувства долга и ответственности; 
2) проводить работу с обучающимися по выполнению Устава и правил внутреннего распорядка организации образования;
3) содействовать руководству организации образования в вопросах организации внеучебной деятельности;
4) своевременно рассматривать в установленном порядке все заявления и обращения обучающихся, поступающих в Парламент; 
5) проводить работу в соответствии с Положением и планом деятельности Парламента на учебный год;
6) поддерживать социально значимые инициативы обучающихся;
7) содействовать созданию необходимых социально-бытовых условий, также условий для учебы и отдыха обучающихся;
8) представлять и защищать интересы обучающихся перед руководством организации образования, государственными органами, общественными объединениями, иными организациями;  
9) информировать руководство организации образования о своей деятельности.
Глава 6. Обеспечение деятельности Парламента
23. Руководство организации образования создает условия, необходимые для обеспечения деятельности Парламента, предоставляет в безвозмездное пользование помещения (кабинеты), средства связи, оргтехнику и другие необходимые материалы. 
Правила проведения 
Республиканского слета лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан 
Глава 1. Общие положения
        
1. Правила проведения Республиканского слета лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан (далее – Слет) определяют цель, задачи, порядок его проведения и финансирования.
2. Цель Слета: развитие и укрепление органов общественного самоуправления  школьных и студенческих парламентов в развитии гражданского общества, создание площадки для общения и обмена опытом.
3. Задачи Слета: 
1) подведение итогов деятельности школьных и студенческих парламентов за истекший год и определение задач на новый год;
2) награждение лидеров школьных и студенческих парламентов за вклад в становление органов общественного самоуправления организации образования; 
3) развитие проектной деятельности обучающихся; 
4) выявление социально активных детей и молодых людей;
5) повышение лидерских и творческих компетенций детей и молодежи;
6) содействие раскрытию потенциала детей и молодежи Республики Казахстан для самореализации в интересах экономического, гражданского и культурного развития страны.
4. Основание для проведения Слета – Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы.
5. Слет проводится в очном или дистанционном форматах.
6. Организаторы Слет формируют составы организационного комитета и жюри Слета.  
Глава 2. Время и место проведения Слета
7. Слет проводится с __ по _ 20 _ года. Заезд: __, отъезд: __ 20_ г.
Заезд делегаций на Слет осуществляется по графику. Время и сроки проведения Слета, дата заезда и отъезда участников, программа определяются организаторами.
8. Заявка на участие в Слете за подписью ректоров вузов и руководителей управлений образования областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкента направляются организаторам Слета до __ 20 __ года согласно приложению. 
9. К заявке прилагаются:  
1) сведения об участниках (ФИО, год рождения, класс, курс, место учебы, домашний адрес и адрес организации образования, телефон, ФИО сопровождающего координатора, место работы, должность, мобильные телефоны руководителя (-ей) и медицинского работника;  
2) копии документов, удостоверяющих личности участников, руководителя (-ей) группы и медицинского работника.
Глава 3. Участники Слета
10. Участники Слета: обучающиеся 8-11 классов – лидеры школьных парламентов, также студенческих парламентов колледжей и вузов, координаторы деятельности парламентов, представители территориальных органов образования.
11. Количество участников Слета: 289 человек, в том числе от областей, городов Нур-Султан, Алматы и Шымкент – по 17 человек: 
5 чел. – лидеры Школьных парламентов;
5 чел. – лидеры Студенческих парламентов колледжей;
5 чел. – лидеры Студенческих парламентов вузов;
1 сопровождающий координатор, 1 медицинский работник. 
При дистанционном проведении Слета без медицинского работника – по 16 чел. Всего – 272 чел.
12. Ответственность за жизнь и здоровье школьников и студентов колледжей в пути следования к месту проведения Слета, во время проведения мероприятия и обратного пути к месту проживания несет сопровождающий координатор.   
13. У сопровождающего координатора при себе должны быть:
1) копии:   
приказа руководителя управления образования о направлении обучающихся и сопровождающего координатора для участия в Слете; 
документов, удостоверяющих личности участников и сопровождающего координатора;
2) список участников;
3) справки о состоянии здоровья участников, заверенные подписью и печатью врача;
4) краткие характеристики членов делегации с приложением фото;
5) презентация деятельности Парламентов региона.
Глава 4. Порядок проведения Слета
14. Работа Слета организуется в форме пленарного заседания и секционной работы – Тематических площадок «Школьное самоуправление», «Студенческое самоуправление», «Юные ученые и изобретатели», «Молодые предприниматели», «Участие в развитии региона», «Участие в развитии школы», «Школьный пресс-центр», «Детские инициативы», «Молодежные инициативы, проекты, стартапы» и др.
15. За каждой тематической площадкой закрепляется руководитель из числа организаторов, который несет ответственность за ее содержательное наполнение. 
16. Работа каждой тематической площадки включает образовательную (мастер-классы, семинары, тренинги) и диалоговую (круглые столы, дискуссионные площадки) составляющую. В рамках реализации общей идеи Слета «Историю делают Люди» участникам будут предложены встречи с интересными людьми.
17. В качестве экспертов на тематические площадки привлекаются представители органов исполнительной и законодательной власти, знаковые фигуры общественной деятельности, квалифицированные педагоги.
18. Темы для обсуждения в работе Слета:
«Роль детей и молодежи в развитии современного казахстанского общества»;
«Проектная деятельность как новая возможность в стратегии управления государством»;
«Эффективность школьного самоуправления»;
«Дети и молодежь как авангардная сила в процессе модернизации Республики Казахстан»;
«Результативные проекты обучающихся на благо страны (успешный опыт)»;
«Дети и молодёжь – это важный субъект социальных перемен в республике (дебатное движение)»;
Дети и молодежь – для наиболее социально ущемленных групп в обществе (волонтерское движение)»; 
«Культура слова и поведения детей и молодежи»;
«Экология души человека и общества»;
«Молодое поколение – науке и технике страны»;
«Дети и молодежь как духовный и культурный потенциал Казахстана»;
«Государство – это отдельная личность»;
«Молодежная субкультура и городская среда: ситуация в республике, влияние, задачи»;
«Интеллект и энергия молодых – малой родине» и другие.
Глава 5. Подведение итогов Слета
19. По итогам работы Слета будут выработаны резолюция Слета, рекомендации участников Слета, отражающие предложения участников Слета на тематических площадках.
20. По итогам работы Слета участники награждаются дипломами и памятными призами. 
21. Организаторы Слета оставляют за собой право вносить изменения в настоящие Правила.
Глава 6. Финансирование Слета
22. Финансирование проведения Слета осуществляется за счет средств Заказчика.
23. Транспортные расходы по проезду до места проведения Слета и обратно осуществляет направляющая сторона. 
Приложение 
Заявка
об участии в Республиканском слете лидеров школьных и студенческих парламентов организаций образования Республики Казахстан

п/п
ФИО участника
 (полностью)
Дата рождения участникаАдрес проживания
(область, город, село, улица, номер дома, квартиры, телефон)
Организация образования, класс, курсЯзык обученияНазвание группыФИО  сопровождающего координатора (полностью), контактные телефоны
Прокомментировать
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив