Школа – центр воспитательной работы
Школа – центр воспитательной работы
Внимание
Задача организаций образованияи отдельных педколлективов в области формирования негативного отношения подростков к наркотикам и алкоголю, а также в области предупреждения правонарушений состоитне только в преодолении ошибок чисто школьного воспитания, но и в нейтрализации других негативных явлений формирования личности, в том числе и семейного воспитания.
- перегружены школьные программы;
- несовершенны методики преподавания;
- нередко в период обучения у подростков ухудшается здоровье;
- растет преступность среди школьников и т. д.
Подросток ходит в школу с переусложненной учебной программой, занятия ведет педагог, вынужденный действовать по утвержденным ведомством методикам. Между учеником и учителем должна быть обратная связь, но она в классе практически невозможна, а репетитора родители нанять не могут. Что может произойти? Подросток "не успевает" по предмету, получает двойки и в результате чувствует себя в школе "плохим".
Желая в большей степени воздействовать на неуспевающего ученика, учитель вызывает в школу родителей. И теперь уже и дома ребенок чувствует себя "плохим".
Из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья – школа – досуг – в двух из них ему плохо. По длительности и эмоциональности воздействия эти сферы перевешивают все. Но есть неоспоримый психологический закон: никто не хочет считать себя плохим, тем более подросток. Закон потребует компенсации, и она будет найдена, но в другом месте: не в школе, не дома, а в досуговых заведениях. На улице или в подворотне немало тех, кто прошел такой путь. Встретившись с себе подобным, наш подросток сразу же почувствует себя хорошо. Ему станет легко, так как все гнетущие его дома и в школе минусы здесь поменяются на плюсы: "Не сделал домашнее задание – молодец, не пошел в школу – еще лучше, прошелся на руках по краю крыши – герой, пьешь водку – мужик" и т. д.
В возрасте 15–18-ти лет наблюдается основной ориентир на группу, именно она становится регулятором поведения: здесь чаще всего происходит распитие спиртных напитков, употребление наркотических и токсических веществ.
Группировки стараются вовлечь в свои ряды новых членов, умело используя психологические особенности подросткового возраста: любопытство, стремление к подражанию лидерам и т. д. Вначале наркотические вещества даются бесплатно, как бы "из добрых побуждений", а когда у подростка возникает зависимость от них, требуют с него деньги. Нам известно, чем всё это заканчивается, и наша задача – попытаться оградить подростков от наркотиков и алкоголя, сформировать у них отрицательное отношение к этим веществам.
В переходном возрасте начинает формироваться стереотип алкогольного поведения, который находит дальнейшее закрепление в групповом употреблении алкогольных напитков, в атмосфере совместного добывания средств на их покупку, подыскивания места для распития спиртного и употребления наркотиков.
У такой категории юнцов нередко очень быстро появляются соматические и психические изменения. Педагогические коллективы школ и учебных заведений должны проводить определенную работу по воспитанию и укреплению дисциплины, профилактике правонарушений, формированию правосознания и правовой культуры совместно с правоохранительными органами.
Необходимо, чтобы представители правоохранительных органов проводили в учебных заведениях беседы или круглые столы по вопросам ответственности подростков перед родителями и всем обществом, а также перед своими будущими детьми. Должны проводиться занятия по ознакомлению подростков с уголовно-правовыми методами борьбы с преступлениями, связанными с наркотиками. К сожалению, имеют место факты, когда учащиеся, совершившие правонарушение, характеризуются школой с положительной стороны.
Часто подростки, склонные к антиобщественному поведению, оказываются вне системы педагогических влияний, никто не наблюдает за их духовным, нравственным и физическим развитием. Такие школьники живут без перспективы и какой-либо положительной цели в жизни, их воля ослаблена.
Анализ показывает, что 8 из 10-ти случаев правонарушений среди учащихся можно было бы предотвратить. С подростком, только начинающим употреблять алкоголь, надо систематически беседовать по заранее продуманной теме, которая была бы ему интересна, проводить классные часы, собрания, рассчитанные на восприятие информации конкретным учеником. Нельзя дать почувствовать "трудному" подростку, что с ним обращаются как с "цветочком" либо, наоборот, хотят выставить его на всеобщее обсуждение. Именно в этот период подросток начинает формироваться как личность, поэтому рекомендуется проводить индивидуальную воспитательную работу.
В процессе индивидуальной беседы устанавливается личный контакт педагога с учеником, и педагог может лучше узнать своего ученика или даже открыть в нем какие-то скрытые таланты. Нельзя быстро воспитать чуткого, трудолюбивого человека, особенно медленно идет процесс перевоспитания. Это делает результаты воспитания малозаметными, очень часто педагог, прикладывая много сил, долго не видит позитивных изменений.
Терпение и оптимизм — профессиональные качества педагога.
Одна из специфических черт воспитания – активный двусторонний процесс. Подросток – это не только объект, но и субъект воспитания. Поэтому задачей педагога является воспитание у подростков постоянной потребности в самоанализе, самооценке, самовоспитании. Для этого необходимо пробудить у подростков их внутреннюю активность, максимально развивать их самостоятельность.
Педагогу необходимо изучить личность подростка:
• наследственно-биологические факторы: предположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.;
• ближайшее социальное окружение: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, отношение самого подростка к учебе, его отношения с учителями и положение в классе, ценностные ориентации одноклассников, статус подростка в группе друзей;
• личностные характеристики: особенности характера и темперамента, ценностные ориентации, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, его планы на будущее;
• правосознание подростка; необходимо иметь в виду, что у большинства детей от 11-ти до 15-ти лет отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремление к общению, проявление чувства долга и ответственности.
Получив и проанализировав информацию о негативном отношении к наркотикам и алкоголю, подросток передает ее другим сверстникам, воспроизводит в семье, и таким образом программа пропаганды по отрицательному воздействию наркотиков и алкоголя уже проходит на локальном уровне, который постепенно может расширить свои масштабы.
Проведение антиалкогольной и антинаркотической пропаганды необходимо проводить совместно с врачами-наркологами: именно они ежедневно сталкиваются с подростками-наркоманами, токсикоманами, алкоголиками.
Внимание
Руководителям школрекомендуется приглашать специалистов для проведения семинаров для классных руководителей по вопросам правового, антиалкогольного и антинаркотического воспитания.
После чтения лекций можно предложить учащимся написать сочинение, чтобы увидеть глубину осмысления проблемы.
Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и алкоголю может проводиться путем общения педагога с учащимися в неформальной беседе. И одним из условий является владение приемами общения, т. е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка даже в педагогических вузах оставляет желать лучшего. Хочется выразить надежду на скорые позитивные перемены в нашем педагогическом образовании.
Рекомендации для профилактической работы с педагогически запущенными учениками или "трудными" подростками.
Как правило, "трудные" подростки во многих случаях состоят на профилактическом учете, и в этой связи к системной работе с ними могут привлекаться инспектора ОДН.
Постоянное личное содействие в реализации плана профилактической работы оказывает организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, педагог-организатор по месту жительства.
Директор школы тоже не остается "за бортом" в деле воспитательной и профилактической работы. Он осуществляет постоянный контроль за выполнением плана указанной работы и вносит свои коррективы.
Классный руководитель:
- постоянный контроль за посещаемостью занятий;
- включение в общественно полезную трудовую деятельность класса, школы методом как разовых, так и постоянных общественных поручений;
- проведение классных часов, собраний, рассчитанных на восприятие информации конкретным учеником; - систематические индивидуальные беседы по заранее продуманной теме;
- формирование положительных эмоций методом поощрения (благодарность, поздравление с днем рождения);
- систематический контроль за обстановкой в семье и использование различных методов воздействия на родителей;
- постоянный контакт, обмен информацией, инструктаж и взаимодействие со всеми педагогами, причастными к воспитанию ученика;
- периодическая информация администрации о результатах воспитательного воздействия;
- оказание в необходимых случаях материальной помощи за счет фондов всеобуча
Учитель-предметник:
- постоянный контроль за выполнением домашних заданий;
- индивидуальная работа на уроке (облегченные задания);
- организация дополнительных занятий;
- включение во внеклассный, внешкольный воспитательный процесс и проявление постоянного интереса к его занятиям в кружке, секции, использование этих занятий в воспитательной работе (данный метод может использоваться и классным руководителем);
- закрепление сильных учеников по отдельным предметам за "трудным" учеником;
- индивидуальные задания по учебному материалу (сообщения, доклады), привлечение к работе в учебном кабинете (лаборантом, ассистентом учителя);
- стимулирование учебной деятельности методом поощрения (например, публичная похвала в классе);
- отказ от нотаций и постоянного напоминания о запущенности учебного материала (данный метод также может применяться и классным руководителем);
- информирование классного руководителя.
Шеф-производственник:
- установление дружеского неназойливого контакта;
- проведение бесед по профориентации; знакомство с друзьями ученика;
- помощь в организации свободного времени, желательно совместное проведение досуга;
- приобщение к полезному делу, в котором и сам шеф принимает участие;
- информирование классного руководителя и консультации с ним.
Внимание
Индивидуальный планпрофилактической работы с "трудным" учеником должен составляться классным руководителем, привлекаются учителя-предметники, педагоги учебных заведений, представители родительской общественности и шефов, инспекторы ОДН, медицинские работники и др. заинтересованные и компетентные лица.
https://vip-edu.mcfr.kz
Дата копирования: 10.06.2022