Адаптация первоклассников
Адаптация первоклассников
Адаптация человека в новых условиях жизни, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, тем тяжелее проходит процесс адаптации к новым условиям.
Адаптация к школе – это привыкание к школьным условиям, которое каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство малышей приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядом воспитатель. В школе же – работа в напряженном режиме, жесткая система требований. Для того чтобы приспособиться к этому, нужны силы и время.
Этапы привыкания:
Первые 2–3 недели обучения на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением. Дети тратят большую часть ресурсов своего организма. Поэтому в сентябре многие первоклассники болеют.
Далее – неустойчивое приспособление. Детский организм находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
Затем наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация
По степени и уровню адаптации ученики делятся на три группы.
Первая группа. Дети адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Они быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности.
Вторая группа. У учеников этой группы наблюдается более длительная адаптация. Дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками. Им нравится играть на уроках, общаться с товарищами, но они не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия их реакция становится адекватной требованиям школы и учителя.
Третья группа. Социально-психологическая адаптация детей данной группы связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Дети не осваивают учебную программу, испытывают трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. На них жалуются учителя, одноклассники, родители: такие ученики мешают педагогу работать на уроке, их реакции непредсказуемы.
Действия классного руководителя в тревожный адаптационный период
Снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в классе.
Познакомить детей друг с другом, со школой и режимом дня.
Познакомить первоклассников со школьными правилами и создать условия для принятия их детьми.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители и учителя в период адаптации первоклассников
Неуспешность ребенка
Нередко трудности адаптации ребенка в школе связаны с отношением родителей к школьной жизни и успеваемости ребенка.
Взрослые часто опасаются школы, чрезмерной учебной нагрузки, частых простуд и перенапряжения. Также они ожидают от своего ребенка высоких достижений. В основном к первым трудностям ребенка в начале обучения родители относятся крайне отрицательно. Под влиянием такой реакции у малыша понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. Он начинает хуже усваивать новый материал, навыки, появляются плохие баллы, которые вновь вызывают недовольство мам и пап.
Уход от деятельности
Нередко классный руководитель замечает, что ребенок сидит на уроке и в то же время как будто отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания. При этом ученик не отвлечен на посторонние предметы. Он уходит в себя, в свой внутренний мир. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых, часто в неблагополучных семьях.
Помощь педагога:
уделять внимание ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать;
дать ему возможность развернуть во вне деятельность воображения (творческая деятельность: рисунок, конструирование, лепка);
обеспечить ученику успех, внимание, эмоциональную поддержку.
Негативистская демонстративность
Такие дети постоянно требуют к себе повышенного внимания взрослых. Соответственно они отличаются плохим поведением, часто нарушают общие нормы дисциплины, мешают остальным ученикам.
Вербализм
Это дети с высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Часто родители прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился хорошо говорить (заучивают стихи, сказки и т. д.). Однако при этом развитие мышления абстрактного, логического, практического (ролевые игры, рисование, конструирование) оказывается на заднем плане. Мышление отстает.
Вербализм сопряжен с завышенной со стороны взрослых оценкой способностей их ребенка. Однако с началом обучения обнаруживается, что ученик не способен решать элементарные задачи, требующая образного мышления деятельность вызывает трудности.
Нередко родители, не разобравшись в истинных причинах, начинают винить учителя, злиться на ребенка. Это вызывает у него неуверенность и тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и родителями за свою неуспешность, неполноценность.
Необходимо больше внимания уделять развитию образного мышления: рисование, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика – придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.